Характеристика школьного музея.
1. Историко-краеведческий музей «Истоки»
2. Программа деятельности школьного музея
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Краеведение и музееведение в системе образования являются традиционными и эффективными средствами обучения и воспитания у школьников любви к родному краю. Одним из условий успешного решения познавательных и воспитательных задач школы является организация работы школьного музея. Его создание в школе вызвано стремлением участников образовательного процесса знать больше о своей местности, школе; о людях, которые здесь жили и живут, трудились и трудятся в настоящее время, а также желанием сохранить историю своей малой Родины.
Школьный музей — это музей в миниатюре, отражающий узкие локальные темы истории или природы родного края. Тесно связанный со всем образовательным процессом школы, он создает благоприятные условия для индивидуальной и коллективной деятельности учащихся, помогает развивать у них умения самостоятельно пополнять свои знания, ориентироваться в потоке научной и политической информации.
Опыт показывает, что происходящие сегодня события через сравнительно короткое время начинают стираться из памяти. Исчезают источники, связанные с этими событиями. Наш долг — успеть сохранить для будущих поколений все ценное и достойное. Если не фиксировать события и явления «по горячим следам», то позже их изучение потребует много сил и времени. Поэтому фиксация происходящих событий или явлений природы является актуальной задачей школьного музея. Фотосъемка и описание событий, интервьюирование их участников и очевидцев, формирование банка краеведческих данных, ведение специальных летописей и хроник, пополнение фондов школьного музея — все это является важным средством документирования истории родного края.
Детская аудитория традиционно является приоритетной категорией музейного обслуживания. Кроме того, сейчас уже ни у кого не вызывает сомнения, что приобщение к культуре следует начинать с самого раннего детства, когда ребенок стоит на пороге открытия окружающего мира. В школьных музеях ребенок выступает не только как потребитель продукта музейной деятельности, но и как активный его создатель.
Краеведческая работа ведется в школе уже в течение нескольких лет. Собранный материал по истории нашего края хранится в школьном музее. Данная программа предназначена для ведения краеведческой работы в рамках учебно-воспитательной деятельности и призвана помочь учащимся шире познакомиться с родным краем, глубже понять своеобразие его природы, истории и культуры, а также познакомиться с приемами собирательской и музейной работы через экскурсии, экспедиции, интересные встречи.
ЦЕЛЬ, ЗАДАЧИ И ОСНОВНЫЕ ПРИНЦИПЫ ОСУЩЕСТВЛЕНИЯ ПРОГРАММЫ
Цель программы: создать оптимальные условия для развития творческой деятельности учащихся по изучению, возрождению и сохранению истории родного края через различные формы поисковой и музейной работы.
Основные задачи, которые необходимо решить для достижения цели программы:
• активизация познавательной и исследовательской деятельности учащихся;
• развитие их творческих способностей;
• приобщение школьников к культуре предков, к традициям и обычаям русского народа, привитие чувства любви к родному краю;
• воспитание у обучающихся гражданственности и патриотизма;
• привлечение внимания школьников к проблемам сохранения истории и культуры родного края;
• формирование и пополнение музейных коллекций, обеспечение сохранности экспонатов, учет фондов музея.
Основные принципы осуществления программы:
• принцип заботливого отношения друг к другу, к окружающему миру;
• принцип совместной деятельности учащихся;
• принцип целесообразности («все делать с пользой»);
• принцип творческого отношения к делу.
НАПРАВЛЕНИЯ ПРОГРАММЫ
Программа реализуется по следующим направлениям:
• поисково-исследовательская деятельность;
• учет и хранение фондов;
• экспозиционная деятельность;
• просветительская деятельность.
Поисково-исследовательская деятельность
Данное направление работы предполагает непосредственное участие учащихся и учителей в поисково-исследовательской работе по возрождению истории родного края. Для этого необходимо ознакомить их с методикой сбора и фиксации материалов, научить работать в фондах музеев, архивах и библиотеках, используя основные пути сбора историко-краеведческого материала:
• планомерный систематический сбор документов, памятников материальной и духовной культуры;
• экспедиционный сбор;
• прием даров и случайных поступлений.
Такая работа позволит:
• принимать участие в экспериментальном проекте «Использование краеведческого материала на уроках» с целью издания в дальнейшем сборника методических материалов;
• проводить на базе музея совместную работу учителя и учеников по исследованию проблемных вопросов истории родного края;
• обобщать изученный материал в рефератах, творческих исследованиях учащихся;
• участвовать в районных олимпиадах по историческому краеведению;
• создавать фонд мультимедийных презентаций.
Учет и хранение фондов
Основные задачи данного направления работы музея:
• создать необходимые условия для обеспечения сохранности фондов и сведений о них;
• правильно оформлять основную музейную документацию (книги поступлений основного фонда и книгу учета научно-вспомогательного материала, а также акты приема материалов и предметов);
• правильно оформлять учетные обозначения на музейный предмет;
• точно записывать сведения о происхождении предмета, его связях с определенными историческими фактами и людьми;
• организовать прием и выдачу музейных предметов;
• обязательно фиксировать выдачу материалов на уроки и мероприятия.
Экспозиционная деятельность
Результатом поисково-исследовательской работы учащихся становится создание музейной экспозиции. Главная задача данного направления — способствовать повышению научного и эстетического уровня экспозиций. Для этого необходимо:
• освоить и практиковать порядок создания экспозиции: изучение и отбор материалов, составление плана, разработка проекта художественного оформления, изготовление оборудования, текстов, элементов оформления, монтаж;
• учитывать основные эстетические требования: ритмичность в расположении экспозиционных комплексов, равномерность насыщения их частей, пропорциональную загрузку экспозиционных площадей;
• использовать в работе выставки-передвижки;
• предусмотреть в экспозиции школьного музея разделы, в которых можно легко заменять материал, что даст возможность проводить в музее разнообразные игры и викторины с различными категориями школьников.
Созданная экспозиция школьного музея должна стать центром просветительской работы в школе и на селе.
Планируется создание экспозиций «История народного образования в деревне Липовка», «Летопись школьных лет».
Просветительская работа
Главная задача данного направления — вовлечение в работу музея значительного числа школьников, их родителей, учителей. Для этого необходимо:
• продолжить обучение учащихся методам поисково-исследовательской работы;
• проводить в музее совместные мероприятия: встречи, вечера, конференции, беседы, литературно-исторические композиции, экскурсии и др.;
• использовать материалы музея на уроках истории, краеведения, русской литературы, изобразительного искусства, технологии, на уроках в начальных классах.
Главный критерий повседневной работы музея — это проведение экскурсий и других форм массовой работы. При этом должен поддерживаться высокий теоретический и методический уровень этих мероприятий, комплексный подход, актуальность и занимательность, учет возраста, интересов и знаний участников, опора на экспозицию, материалы и актив музея.
УЧАСТНИКИ ПРОГРАММЫ
Программа рассчитана на учащихся школы разных возрастов, интересующихся историей родного края, ведущих поисковую и исследовательскую работу, участвующих в районных конкурсах, а также учителей и родителей.
Для создания, развития и функционирования историко-краеведческого музея в школе должен быть сформирован актив музея.
Актив музея и учащиеся школы:
1. Пополняют фонды музея путем организации исследований, переписки и личных контактов с различными организациями и лицами, устанавливают связи с другими музеями;
2. Проводят сбор необходимых материалов на основании предварительного изучения литературы и других источников по соответствующей тематике;
3. Изучают собранный материал и обеспечивают его учет и хранение;
4. Оформляют экспозиции и выставки;
5. Проводят экскурсии для учащихся, родителей, педагогов, гостей школы;
6. Оказывают содействие учителям в использовании музейных экспонатов в учебном процессе;
7. Принимают активное участие в выполнении соответствующих профилю музея запросов от организаций и частных лиц.
В целях повышения эффективности работы в составе актива музея распределены поручения. Состав актива музея и направления его деятельности определяется на заседании Совета музея. Отвечает за работу музея и актива руководитель школьного музея, назначаемый приказом директора школы.
Перечень обязанностей руководителя школьного музея
1. Планирует работу школьного музея и актива музея.
2. Организует работу по поиску и сбору материалов по теме музея.
3. Ведет документацию школьного музея.
4. Обеспечивает сохранность экспонатов школьного музея.
5. Организует стационарные и передвижные выставки; пропагандирует материалы музея путем организации экскурсий, проведения совместных уроков с учителями истории, литературы, краеведения, начальных классов.
Курирует работу Совета музея.
6. Готовит отчетную документацию о деятельности музея.
ПРЕДПОЛАГАЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ РЕАЛИЗАЦИИ ПРОГРАММЫ
1. Данная программа открывает широкие возможности для разностороннего развития учащихся, так как в ней в единстве решаются разнообразные образовательные и воспитательные задачи. Реализация программы оказывает большое влияние на развитие личности школьника, на процесс обучения и воспитания детей, на формирование их социальной активности, привитие бережного отношения к природе, воспитание чувства любви к Родине.
2. Повышается образовательный уровень всех участников программы, у них формируются новые навыки получения знаний, возрастает интерес к изучению родного края. Работа по этой программе может сформировать у учащихся устойчивый интерес к истории своего народа, материальной и духовной культуре.
3. Фонды музея пополняются новыми материалами, создаются летописи школы, села.
3. Организация поисково-краеведческой работы.
Ежегодно актив музея разрабатывает поисковое задание. Разрабатываются памятки с рекомендациями по его выполнению. В качестве актуальных заданий мы выделяем три направления: семья, школа, родной край. Лучшие нравственные качества учащимся можно привить через осознание значимости места своего проживания, любви к семье, природе, людям, живущим рядом с тобой, на твоей малой Родине. Вот примеры заданий: «Собрать сведения о выпускниках … года», «Собрать материал по истории д. Липовка», «Старая фотография», «Судьба семьи в судьбе страны», «История колхоза и моя семья», «Моя семья в Великой Отечественной войне», «Труженики колхоза «Советская Армия», «Знаменитые люди нашего села» и др.
Мы уверены, что усиление внимания к семейному наследию – важнейшая задача краеведения. Пока не поздно следует записать рассказы бабушек и дедушек о своей жизни, об их вкладе в победу над фашизмом в годы ВОВ, в восстановление разрушенного во время оккупации, о тружениках колхоза «Советская Армия»
Занимаясь поисковой работой, дети глубже, душевнее узнают свой край, теснее сближаются с родными. Кроме того, они постигают такие азы коллективной работы, как самоуправление, дисциплина, инициатива и ответственность. Выполнение различных ролевых функций, например, роль лидера - руководителя группы, роль фотографа, корреспондента, берущего интервью, роль оформителя собранного материала – формирует качества, без которых нельзя подготовить ребёнка к активной жизни в обществе.
Итоги поисковой работы подводятся в конце учебного года на итоговом заседании актива музея.
1) Собран материал о заслуженных работниках сельского хозяйства колхоза «Советская Армия».
Жичкин Алексей Егорович – Лауреат Государственной премии СССР, награжден орденом Трудового Красного Знамени, Орденом Октябрьской революции.
Шмаренков Александр Степанович – Лауреат премии Ленинского комсомола 1978 года.
Богаченков Евгений Иванович – заслуженный работник сельского хозяйства РФ.
2) Архивная справка «Государственного архива Смоленской области» от 02.12.2009г. № 7-869 по запросу музея:
- Помещичьи владения на территории д. Липовка Рославльского района Смоленской области.
- Первое упоминание о д. Липовка.
3) Списки:
а) замученных и расстрелянных граждан по Липовскому сельскому совету.
б) угнанных в Германию по Липовскому сельскому совету.
4) Сведения:
а) по колхозу «Первого мая» Липовского сельского совета угнанных в Германию за период с 1941г. по 1943г.
б) о расстрелянных гражданах по Липовскому сельскому совету д. Лозки.
в) о насильно отправленных в Германию граждан колхоза «Вороница»
(д. Внуково).
5) Материал об уроженце д. Липовка Емельянове Владимире Афанасьевиче – доктор медицинских наук, профессор.
6) Ксерокопия приказа № 13 Верховного командования Германской Армией.
7) Собраны воспоминания о ВОВ жителей д. Липовки.
4. Фонды музея:
1) Старинные предметы быта крестьян: макет печи, прялка, набожник: икона и льняное полотенце, утюг, рубель, веретено, льняное полотенце с вышивкой и кружевом, коврик из лоскутков, чугун, корзина, лопатка для хлеба (деревянная), скалка, кочерга, ухват, коромысло, серп, керосиновая лампа, старинный гвоздь.
2) Фотографии ветеранов ВОВ: Марковой В.Ф., Маркова П.Я., Шилкина П.Е., Чиркова В.Д., Чинина П.Д. и др.; передовиков сельского хозяйства колхоза «Советская Армия»: Эльгудина Л.В., Амелиной Л.И., Амелина В.В., Корсакова А.И., Фокиной Л.П. и др.
3) Газетные статьи: «Лауреат» (А.Е. Жичкин), «Высокая награда вручена», «Поздравляет с Победой», «Золотой цех» колхоза (об Эльгудине Л.В., председателе) и др.
4) Из истории школы: журналы, альбомы: о Ю.А. Гагарине, о туристических походах и поездках, фотографии педагогов.
5) Предметы быта советских времен: патефон, проигрыватель, набор виниловых пластинок, диапроектор, электролампа, ручной пылесос, чернильница, кофемолка, машинка для стрижки, печатные машинки и др.
6) Книги о ВОВ, подаренные жителями д. Липовки.
5. Экспозиции:
Музей занимает три зала.
В первом зале представлена экспозиция «Крестьянская изба».
Второй зал – зал боевой и трудовой славы.
Великая Отечественная война: «Боевой путь генерал-полковника Ивана Тихоновича Гришина», «Звезда Героя Советского Союза», «Его имя носит наша школа»;
«Славные сыны Отечества»: «Земляки-ветераны – наша гордость», «Рядовой Победы» (о Сапронове и его потомках);
«Не забыть этого никогда» (о жителях Липовского сельского совета, угнанных в Германию);
«Это не вычеркнуть из памяти»: «Без срока давности» (о замученных и расстрелянных жителях Липовского сельского совета), «Непобеждённые» (о героической борьбе подпольщиков).
«Бессмертный полк»
«Из истории колхоза «Советская Армия»
Третий зал посвящен истории школы.
«История школы»: «Школьные годы» (история школы с 1949 года и по сей день), «Летопись школы»: «Учителями славится Россия», «Учителя-ветераны Великой Отечественной войны и труда», «Директора школы», «Вчера ученик: сегодня учитель», «Наследники славы отцов» (о выпускниках, опалённых огнём Афганистана и Чечни), «Школьные годы чудесные», «Зажигаем звёзды сердцами», «Школе 50 лет».
6. Актив музея собрал материалы и оформил зал «История школы».
В музее проходят уроки истории Смоленщины, проводились встречи с Ветеранами ВОВ Чирковым В.Д., Шилкиным П.А.; конкурсы: «Армейский калейдоскоп», «Склоняем головы пред вами» (конкурс чтецов), «Великая и легендарная»(конкурс газет, посвященный 90-летию Российской Армии); праздники: «Посвящение в мужчины», «От клинка и штыка до могучих ракет» (игровая программа ко Дню защитника Отечества); краеведческая викторина «Память сердца», посвященная 64-й годовщине со дня освобождения Смоленщины от немецко-фашистских захватчиков.
Материалы музея используются учителями литературы, истории на уроках.
Проходят встречи с детьми войны (Николаева Л.К., Свиридова Т.П.). Проходили регулярные встречи с дочерью Сапронова Е.П., Леонтьевой М.Е с 2002 г. по 2010 г. (по состоянию здоровья с 2010 г. не приезжает). Ведётся перепискас Марией Егоровной. В 2010г. прошла встреча с Гришиным Иваном Леонидовичем, внуком Гришина И.Т.
7. Экскурсионная работа.
Тематика экскурсий разнообразна, чаще всего связана с определённым периодом:
Сентябрь – «Смоленщина в Великой Отечественной войне», «Уходили в поход партизаны».
Октябрь – «Родная школа – начало начал» (из истории школы), «Выдающиеся выпускники»…
Январь – «Наша школа носит его имя»
Февраль – «Это русский солдат отстоял мир», «Чечня болит в душе моей», «Время выбрало их» (о выпускниках – участниках Афганской войны)
Март – «В серые солдатские шинели наряжала девушек война», «Письма с фронта»
Апрель – май – «Уходили из детства ребята в 41-м далёком году», «Наши земляки – участники ВОВ», «Он там, на Эльбе, далеко от дома, дошёл до края самого земли» и др.
На базе музея создана группа экскурсоводов, которые учатся искусству проведения экскурсий, в качестве лекторов направляются в классы, где проводят беседы с использованием музейных материалов.
Помимо экскурсий, традицией стало проведение в музее уроков истории и литературы Смоленщины, уроков памяти, классных часов, встреч с ветеранами войны и труда, с интересными людьми, других массовых мероприятий.
Ещё одно направление деятельности музея: образовательная, культурно-просветительская работа.
Мы стараемся интегрировать материалы музея в учебно-воспитательный процесс. В музее проходят уроки по истории родного края, экспонаты приносятся на урок, используются на внеклассных мероприятиях.
Материалы музея используются учителями и учащимися для написания творческих работ на различные конкурсы. Так, на конкурс «Радуга» были представлены исследовательские проекты: «Человек в истории», занявший 1 место, «Герои Рославльского подполья» (3 место) (руководитель проектов учитель русского языка и литературы Воробьева В.А.)
8. Работа актива, совета школьного музея:
- организация и проведение экскурсий;
- подготовка и проведение праздников: День освобождения Смоленщины, День Защитника Отечества, День Победы;
- сбор материалов о школе, знаменитых людях нашего села;
- поздравления ветеранов войны, труда, «детей войны», воинов-интернационалистов;
- оформление экспозиций, выставок, альбомов;
- организация встреч, тематических вечеров с местными жителями, учащимися школы;
- участие в опеке памятников, расположенных на территории сельского поселения.